• Размер текста: А А А
  • Цвет сайта: Ц Ц Ц
  • Фото:

Посетители Online

We have 20 guests and no members online

     
 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
 
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Уважаемые коллеги!

 

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), Высшая школа музыки при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) проводят IV Международный конгресс «Музыка для всех» как феномен современного музыкального образования России» и II Международный открытый конкурс молодых исполнителей «Розовая чайка» в рамках мероприятий празднования 100-летия образования Якутской АССР и итогам 9-летней реализации в Якутии проекта «Музыка для всех».

Written by Администратор   |   Last Updated: Tuesday, 18 January 2022 12:56
 
 
 
ПОЛОЖЕНИЕ IV МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА «"МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ": КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»
 
 

    

 

Written by Администратор   |   Last Updated: Friday, 14 January 2022 14:56
 
 
 
Свидетельство о регистрации ТЗ "Розовая чайка"
 
 

Written by Администратор   |   Last Updated: Monday, 20 December 2021 15:31
 
 
 
Уникальный опыт музыкального образования в Якутии
 
 

ИА SakhaNews. Уникальному опыту музыкального образования в Якутии посвятила свой доклад первый заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская, с которым она выступила на "Свиридовских чтениях" в городе Курске.

Высшую школу музыки Якутии известный музыковед считает феноменом, который развивается «во времена общего системного кризиса образования». "А вдруг перед нами как раз и есть рецепт преодоления этого самого кризиса? Что если просто взять да и перенести якутский опыт на другие регионы нашей страны?" - задается вопросом автор.

 

ПОД КРЫЛОМ РОЗОВОЙ ЧАЙКИ

В последнее время настолько много стали говорить о кризисе – системном кризисе – образования в целом, что хочется в противовес обратиться к тем исключениям, которые, как известно, лишь подтверждают правила. И обратиться к ним хочется еще вот почему: если в самое ближайшее время от слов не перейти к делу, к решению глобальной и серьезнейшей проблемы детского образования, то будет слишком поздно. Вообще-то уже слишком поздно! Но, к счастью, есть еще соломинки, которые способны превратиться сначала в плоты, а затем и корабли – и спасти утопающего! Надо только не упустить этот последний шанс.

 

Но для начала позволим себе чуть-чуть отвлеченной лирики.

 

Мало кому удается увидеть в природе удивительную, прекрасную и очень редкую птицу – розовую чайку (не будем сейчас говорить о том, что это чудо находится на грани исчезновения из-за варварства человека; ныне она внесена в Красную книгу Российской Федерации). Благодаря необычному окрасу своего оперения, чайка обрела еще одно, поэтическое, «имя» – «заря Полярного круга». В Якутии же ее называют «дочерью солнца и снега».

 

 

А еще у розовой чайки изумительные вокальные данные: ее голос отличается от всех других чаек чистотой, высотой и мелодичностью. Его никак нельзя назвать криком – только песней!

 

Северная легенда гласит, что волшебная птица – почти по Метерлинку! – приходит на помощь полярным морякам, когда им грозит гибель. Если бушует неукротимый шторм или корабль сжимают в смертельных объятиях льды, и кажется, что спасения нет, нужно в последний раз взглянуть на небо. В тот же миг случится чудо: прилетит маленькая розовая чайка, словно посланница восходящего солнца, и воскресит надежду. И сразу стихает ярость студеных волн, ослабевает ледяной плен, к морякам возвращаются силы и вера. А в небе продолжает кружить и петь розовая чайка, спасая тех, кто попал в беду...

 

Просто сохраним в памяти этот образ, прежде чем перейти к рассказу о вещах серьезных и в высшей степени актуальных.

 

* * *

Сами якуты шутят: мол, до сих пор бытует мнение, что в Якутии ездят только на оленях, по улицам гуляют белые медведи, а вокруг, куда ни кинешь взгляд, сверкают россыпи бриллиантов. Чтобы убедиться в том, что это лишь остроумная самоирония, совсем не обязательно посещать якутскую столицу с ее многочисленными музеями и театрами. Нужно отъехать от Якутска на 16 км по Покровскому тракту и попасть в так называемую «канадскую деревню».

 

Полное официальное название учебного заведения, о котором пойдет речь, – Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) имени В.А Босикова». Но это только в документах, а в жизни его именуют просто и лаконично – Высшая школа музыки (ВШМ).

 

История Школы началась 30 декабря 1992 года, когда Президент РС(Якутия) Михаил Ефимович Николаев подписал указ, согласно которому было решено открыть музыкальную школу для особо одаренных детей. Прошло менее года, и 10 сентября 1993 года Школа распахнула свои двери для первых учеников. Ее ректором тогда стал Василий Афанасьевич Босиков (1927 — 2011) – заслуженный работник культуры ЯАССР и РФ, лауреат Государственной премии РС(Я) им. П.А. Ойунского, Почетный гражданин РС(Якутия).

Василий Босиков(слева) и Михаил Николаев с учащимися ВМШ.

Он прошел путь от заведующего сельским клубом Дюпсинского наслега Усть-Алданского улуса до директора объединения «Якуттеатр» и первого заместителя министра культуры ЯАССР. Автор более 300 статей и 8 книг, среди которых «Якутия на международных выставках» (Якутск, 1996) и «Во имя народа саха» (Якутск, 1997), Босиков был награжден медалями «За трудовую доблесть», знаками «370 лет Якутия с Россией», «Учитель учителей Республики Саха (Якутия)». Вплоть до 2008 года он возглавлял Школу музыки, которой в апреле 2012 года было присвоено его имя.

 

Высшая школа музыки – совершенно уникальное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире. У Школы много оригинальных особенностей, но главный интерес представляет процесс набора учеников. Педагоги Высшей школы музыки специально ездят по всем уголкам Якутии, даже по самым отдаленным, можно сказать, «Богом забытым» улусам и оленеводствам(!), в поисках еще не раскрытых талантов. Цель – «добыть» самородок, порой не знающий названия не только нот, но даже того инструмента, игре на котором ему предстоит обучаться. И воспитать из него высококлассного виртуоза! Задача эта едва ли не сложнее, чем наткнуться на алмазное месторождение.

Пример: в одном из «рейдов», при посещении поселка Зырянка Верхнеколымского улуса прослушивались 74 ребенка. Из них рекомендацию к обучению в Школе получили всего трое. Или еще один пример. С 17 по 21 октября 2016 года в селе Хонуу Момского улуса прошли первые мероприятия совместного проекта Высшей школы музыки и Фонда будущих поколений «Юные таланты Арктики». Из 107 учащихся общеобразовательных школ в будущие музыканты было отобрано только 9 детей.

 

Недаром во время одного из самых первых концертов учащихся ВШМ на сцене в качестве декорации стояло яйцо, как метафора зарождения жизни, из которого, подобно трогательному цыпленку, выходил ребенок и вдруг начинал играть на скрипке. Более чем символично!

 

Итак, получая «путевку в жизнь», ребятам предстоит практически сразу кардинально изменить свой привычный образ жизни и надолго проститься с родным домом. При этом педагогам нужно заручиться согласием родителей переселить свое чадо в Школу на весь учебный год. Высшая школа музыки функционирует по принципу интерната; дети проживают на ее территории все время обучения. Загородный поселок, в свое время переданный в распоряжение Школы, состоит из рассчитанных на 6-10 человек 43-х комфортабельных уютных коттеджей для учеников, административного, учебного и производственного корпусов, а также столовой, медицинского центра и хозяйственного блока с гаражом.

Коттеджи ВМШ.

 

Новый – музыкальный – Барбизон! Целая деревня юных талантов! «Месторождение» музыкальных «бриллиантов», проходящих тонкую «огранку» в умелых и чутких руках своих педагогов!

 

«Высшая школа музыки – это целый отдельный космос! – рассказывает ректор ВШМ (с 2015 по 2019 гг.; ныне эту должность занимала Зайкова Надежда Михайловна) Вера Семеновна Никифорова. – Дети живут в мире музыки в буквальном смысле этого слова. Ничто не отвлекает от ее звучания, вокруг тишина первозданной природы. Зимой, когда город окутан туманом, здесь всегда светит солнце.

Иногда наши дети затрудняются ответить на вопрос, какое место занимает музыка в их жизни, потому что музыка и есть их жизнь, они познают мир через музыку, они общаются через музыку – слушают друг друга, играют вместе. В школе сложилась особая домашняя атмосфера, ведь ребята здесь учатся и живут, а обучение по специальности построено по принципу класса того или иного педагога.

В классе профессора, например, Юноны Михайловны Упхоловой или Лидии Павловны Новгородовой, учатся дети разного возраста, старшие помогают младшим. И для них личность педагога имеет абсолютное значение, он является центром, вокруг которого растут и творчески взрослеют юные музыканты. Поэтому у нас в школе официальная обстановка учебного заведения минимизирована.

В каждом коттедже три воспитателя сменяют друг друга посуточно. Фактически они становятся для ребят вторыми родителями – водят на занятия, помогают в учебе, следят за успехами. От воспитателей, их кругозора, культурного уровня, человеческих качеств зависит атмосфера, создаваемая в коттедже».

 

Ученики ВШМ возвращаются домой только на так называемые «длинные» каникулы, которые здесь проходят не летом, как обычно, а с 1 декабря по 28/29 февраля. Что поделаешь? «Диктат» климата: слишком суровую зиму лучше проводить дома. Кроме того, пришлось учесть специфику проживания в поселке, состоящем из отдельно расположенных учебных и жилых помещений: в зимний период дети на одни переодевания тратили бы львиную долю своего времени и все равно вряд ли избежали какой-нибудь простуды.

Итак, занятия было решено проводить с марта по ноябрь с непродолжительными каникулами в течение этого периода. Главные же каникулы перенести на самое холодное и темное в Республике Саха время года – декабрь, январь, февраль. При этом трехмесячный «отпуск» совсем не предполагает столь же продолжительного «праздника безделья».

Например, старшие, уже многое умеющие студенты, могут воспользоваться зимними каникулами не только для свидания с родными, но, к примеру, посетить дополнительные спецкурсы или поехать на стажировку в ведущие музыкальные вузы России, а то и за рубеж. Младшие же ученики имеют возможность вместе с педагогами выезжать поближе, в другие регионы, и на зимних оздоровительных базах совмещать учебу с отдыхом. Да и в кругу семьи самостоятельные – обязательные для музыканта! – занятия никто не отменял.

 

Полный курс обучения в Школе рассчитан на 18 лет, что позволяет пройти все три этапа подготовки музыкантов по обычной системе «школа – училище – консерватория», начиная с первого класса школы и завершая ассистентурой-стажировкой для достижения наивысшего уровня мастерства.

 

Вместе с тем указанная структура отнюдь не догма: в Школе нерушимо действует принцип сугубо индивидуальной работы с учащимися. Если ученик способен «перескакивать» через ступени по лестнице образования, ему будет дана такая возможность, вплоть до сдачи экзаменов по отдельным дисциплинам экстерном. Талант решает все!

 

В ВШМ работали и работают профессора всех ведущих музыкальных вузов России, в том числе Московской государственной консерватории им. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Санкт­Петербургской консерватории им. Н.А Римского­Корсакова, а также вузов Австрии, Германии, Казахстана, Литвы, Украины, Франции, Южной Кореи, Японии и др. стран.

 

Но Школа славится еще и своими, так сказать, сопутствующими проектами. И они ничуть не менее важны!

 

На базе ВШМ в 2000 году был организован республиканский конкурс «Новые имена Якутии», который стал одним из наиболее масштабных в музыкальной жизни Республики не только по количеству участников, но и по своей географии, охватывающей всю территорию Якутии. Ежегодно в конкурсе участвует более 300 человек, представляющих музыкальные учреждения всего региона.

 

А в 2013 году, также на базе Высшей школы музыки, была создана Детско-юношеская филармония. В нее входят творческие коллективы учащихся и студентов: симфонический оркестр, камерный оркестр, духовой оркестр, младший ансамбль скрипачей, ансамбль виолончелистов, квинтет деревянных духовых инструментов, ансамбль флейтистов, хоровой коллектив.

 

Недаром за все годы существования Школы ее «птенцами» завоевано более 800 лауреатских званий международных, всероссийских, региональных и республиканских конкурсов. А выпускники ВШМ играют в Большом симфоническом оркестре им. П.И.Чайковского, Государственном академическом Большом театре, оркестре «Русская филармония» в Москве, оркестре Санкт­Петербургской филармонии, симфонических оркестрах Германии, Китая, Марокко и др.

 

При основной задаче «быть кузницей кадров» для оркестров и театров, а также по возможности воспитывать виртуозов мирового уровня, здесь считают, – и это чрезвычайно важно! – что Высшая школа музыки должна обязательно иметь собственное национальное лицо. Поэтому обучение на европейских классических музыкальных инструментах (смычковых, духовых, клавишных) совмещено с изучением традиционных национальных инструментов народов Северной Азии: саха(якутов), одулов и вадулов(юкагиров), эвенов и эвенков(тунгусов), луораветланов(чукчей), а также бурят, тувинцев, хакасов, алтайцев, хантов, манси, нганасан, ненцев, инуитои(эскимосов), нымыланов, чаучува(коряков) и др.

 

Еще раз подчеркнем особо! Стремление не утратить, но возродить древнюю национальную культуру позволило открыть в Школе специальный факультет этнической музыки народов Северной Азии, которого нет больше ни в одном музыкальном учебном заведении. Здесь обучают игре на таких инструментах как хомус (другое название варган; его возраст более 5000 лет!), чатхан, топшур и др.

 

 

«Создание в ВШМ РС(Я) – впервые в мировой практике – подобного уникального учебного подразделения, в котором воспитываются музыканты-виртуозы, в совершенстве владеющие национальными инструментами и являющиеся одновременно высокообразованными специалистами по этнической музыке всех народов Северной Азии, может иметь планетарное значение и привлечь особое внимание ЮНЕСКО (курсив мой – М.З.)», –отмечается в Положении Школы.

 

Гармоничное сочетание национальной и мировых культур – вот залог успеха музыкального даже не образования, а воспитания в ВШМ. Ярким наглядным примером результативности такого подхода служит Государственный ансамбль скрипачей Республики Саха (Якутия) «Виртуозы Якутии», созданный почти одновременно с самой Школой – в 1994 году! За годы своей творческой деятельности ансамбль дал более 2500 концертов в 29 странах северной и южной Америки, Европы и Азии и стал лауреатом 7-ми международных конкурсов. В репертуаре ансамбля более 140 произведений разных эпох, жанров и стилей; музыкантами записаны 7 компакт-дисков.

"Виртуозы Якутии на сцене БЗК"

 

Кстати, концерт, посвященный 25-летию Высшей школы музыки, проходил в Москве, в Большом зале московской консерватории (19 ноября 2018 года).

 

А теперь, пожалуй, о самом главном!

 

Высшая школа музыки является научно­-методическим центром общереспубликанского уникального проекта «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ», который стартовал в Якутии 1 октября 2013 года, в Международный день музыки. Проект подразумевает широкое внедрение музыкального образования в школы и детские сады Республики. Как следует из самого названия, он направлен на то, чтобы во всех – еще раз – во всех(!) средних школах Якутии были введены обязательные уроки музыки.

 

Очень показательным и важным является документ «Концепция проекта “Музыка для всех”, поэтому позволим в настоящем докладе привести (с некоторыми сокращениями) его текст. Несмотря на то, что «Концепция» была принята еще в 2013 году, ее актуальность за последнее время даже возросла:

 

«Системный кризис, переживаемый в настоящее время многими странами, специалисты связывают с кризисом ценностей, с чрезмерной зависимостью современного человека от функционирования “общества потребления”, иными словами, с утратой базовых национальных и культурных ориентиров, составляющих цивилизационную основу как мирового развития, так и становления отдельной личности» (здесь и далее курсив мой – М.З.).

 

По мнению специалистов, чтобы перейти от затратной во всех отношениях идеологии потребления к экологической философии, опирающейся на заботу о сохранении природы, разумное расходование природных ресурсов, а также экологию человека, сохранение его традиционных морально-нравственных основ, прежде всего, необходимо развивать и совершенствовать систему образования, которая в ее нынешнем состоянии содержит ряд перекосов и ложных установок. В частности, зачастую преуменьшается, а порой и вообще игнорируется важнейшая роль искусства в развитии личности, в становлении ее творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей.

 

Признавая выдающуюся роль музыкального образования в становлении растущей личности, в укреплении ее конкурентоспособности и социальной адаптивности, Республика Саха (Якутия) провозглашает расширение доступа к музыкальному образованию в качестве одной из целей развития национальной культуры и национальной системы образования. Средством реализации этой цели является проект «Музыка для всех». Исходя из миссии и идеологических установок проекта «Музыка для всех», его стратегической целью является превращение каждого школьника и студента Республики Саха (Якутия) в компетентного любителя музыки, оснащенного базовыми навыками игры на одном из музыкальных инструментов или хорового пения, способного самостоятельно судить о явлениях музыкальной культуры, опираясь на знание важнейших стилей, национальных школ и выдающихся шедевров музыки.

 

Возможность осуществления поставленной цели основывается на многовековых представлениях якутского народа о функции музыки как гармонизирующего начала во Вселенной, средоточия светлых сил бытия, с одной стороны, и на современных достижениях музыкальной культуры Якутии. Министерство культуры и духовного развития и Министерство образования Республики Саха (Якутия), в рамках подготовки к 100-летнему юбилею ЯАССР, обозначают нижеследующие основные цели проекта «Музыка для всех», который предполагается осуществлять в Республике Саха (Якутия) в период с 2013 по 2022 годы: 1) признание на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития; 2) развитие музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества.

 

Основными направлениями деятельности проекта являются: Обеспечение доступности и полноценности музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия), путем совмещения общего и музыкального образования в разных видах и формах.

 

Деятельность по реализации, распространению и поддержке музыкального образования, осуществляемая в рамках проекта «Музыка для всех», даст ощутимые результаты во всех сферах общественной жизни Республики Саха (Якутия) – художественно-эстетической, социально-политической, социально-экономической, нравственно-этической и репутационно-имиджевой».

 

Вот она, реальная, а не на словах, государственная поддержка культуры и образования! Именно такой – и только такой – систематический подход дает плодотворные результаты. Не будем голословными и наглядно продемонстрируем некоторые из них.

 

В рамках проекта «Музыка для всех» в Якутской государственной национальной гимназии имени А.Г. и Н.К. Чиряевых (Якутск) создан ансамбль клавишных синтезаторов, в котором занимаются дети с 1-го по 5-й классы (руководитель Полина Семеновна Слепцова). Ансамбль уже становился лауреатом республиканских конкурсов мастерства исполнения на электромузыкальных инструментах «Синтезатор собирает друзей», международных фольклорных фестивалей «Зов земли Олонхо», «Северная радуга», «Бриллиантовые нотки». Предлагаем ничего не комментировать, а просто послушать в исполнении ансамбля фрагмент якутской народной песни «Призыв».

 

И еще один пример. В Мегино-Кангаласском улусе Республики Саха (Якутия) есть село Тюнгюлю, административный центр муниципального образования «Тюнгюлюнский наслег», расположенный в 55 км к северо-востоку от улусного центра поселка Нижний Бестях. На отчетном концерте Тюнгюлюнской средней школы (заметьте! не музыкальной, а общеобразовательной!) прозвучала «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена. Она была исполнена в переложении для блокфлейт силами 140 детей(!), обучающихся в рамках проекта «Музыка для всех».

Ансамбль блокфлейт, Тюнгюлю

 

В Тюнгюлюнской СОШ, кроме обязательного еженедельного урока музыки, введены два дополнительных часа игры на флейте. Практически как в профессиональном музыкальном учебном заведении. Изначально такой учебный план предполагалось реализовывать, в качестве экспериментального, только в одном классе школы. Но учитель музыки Альбина Антоновна Находкина (была признана лучшим педагогом проекта «Музыка для всех») решила обучать игре на флейте детишек из нескольких классов одновременно. Администрация школы пошла навстречу, были выделены дополнительные часы в учебной программе, а родители купили инструменты своим детям. Вот и весь секрет!

 

После успеха в Тюнгюлю обучение игре на флейте было столь же успешно внедрено и в других школах Якутии; к примеру, в Покровской СОШ этот инструмент освоили более 200 детей. Комментарии также излишни.

 

Как считает руководитель проекта «Музыка для всех» Ольга Михайловна Харайбатова занятия музыкой должны проводится во всех школах: «Музыка как образовательная технология очень важна для процесса обучения. Необязательно, чтобы все дети становились музыкантами. Творчество помогает думать, пробудить внутренний потенциал, быть конкурентоспособным. Музыка должна стать таким же предметом в общеобразовательных школах, как и остальные. Во многих развитых государствах бюджет предусматривается и на поддержку музыкального образования»6.

 

Общие итоги проекта «Музыка для всех» подводятся на конгрессах, получивших статус международных. Организаторам удалось заинтересовать и привлечь к сотрудничеству ведущих деятелей музыкальной культуры не только из России, но и из Японии, США, Южной Кореи, Китая и Монголии.

 

I Международный конгресс «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии общества» (2013) был приурочен к 20-летию Высшей школы музыки. Его участниками была одобрена упоминавшаяся выше «Концепция проекта “Музыка для всех”» и подписано соглашение между Министерством образования и Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) о сотрудничестве в реализации данного проекта. Почетным председателем Попечительского совета «Музыки для всех» стал ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов.

 

II конгресс (2015) носил название «Музыка для всех: международный мастер-класс».

 

А вот теперь снова вспомним розовую чайку!

 

Как сама она нуждается в бережной заботе и защите, так и талант ребенка требует чуткого внимания. Не случайно именно розовая чайка стала символом одноименного I Международного конкурса молодых исполнителей, прошедшего с 28 июня по 3 июля 2019 года в Якутске в рамках III Международного конгресса «Музыка для всех: от международных мастер-классов к международным конкурсам».

 

 

Логотип конкурса красив и символичен: стилизованный скрипичный ключ, «вписанный» в размах крыльев прекрасной – поющей! – птицы, обитающей на севере, в Якутии.

 

Казалось бы – всего лишь очередной детский музыкальный конкурс. Однако это не совсем так. Конкурс «Розовая чайка» – «дитя» уникального проекта «Музыка для всех», направленного на то, чтобы приобщить к музыкальной культуре не только учащихся специализированных школ, но абсолютно каждого ребёнка. Амбициозно? Да. Реально ли? Опыт Якутии подтверждает: более чем!

 

И неповторимое «лицо» якутского конкурса в том, что наряду с традиционными конкурсными номинациями «Фортепиано», «Скрипка» и «Виолончель», в него введена номинация, которая так и называется –

 

«Музыка для всех». И соревнуются в ней непрофессиональные солисты и коллективы, любители музыки-самоучки.

 

Это наглядно воплощает цель всего проекта – каждый ребенок должен быть приобщен к музыке.

 

В Якутии в конкурсе участвуют все общеобразовательные школы; внедряются учебные планы с трехчасовыми занятиями по предмету «Музыка» в неделю для 1-4-х классов и обязательными двухчасовыми – для 5-8-х. И это на фоне того, что уже слышны разговоры об отмене музыки в общеобразовательных школах!

 

На вооружение взят мировой опыт. «В Японии музыкой обязательно занимаются все дети с 3-х до 16-ти лет. Желающие могут продолжить обучение в высших музыкальных заведениях Японии. Но главное – благодаря музыке они становятся настоящими людьми»7 – выразил свое мнение член жюри «Розовой чайки» Ясуо Имасе, профессор Музыкального университета Хейсея (Токио).

 

«Доказано наукой, что ребенок в утробе матери с трех месяцев уже воспринимает звуки. С рождения слушая музыку, он словно учит еще один язык и эмоционально обогащается через него. Музыка должна стать не работой, а образом жизни для всех» – считает Шейла Вудвард (Woodward), председатель жюри номинации «Музыка для всех», экс-президент Всемирного общества музыкального образования, профессор Восточного университета Вашингтона (США).

 

Ольга Харайбатова рассказала: «В нашем конкурсе приняли участие музыканты от 7 лет до 21 года. Хотя самой юной участнице Лиле Нестеревой из Мегино-Кангаласского улуса, получившей премию “Надежда “Розовой чайки”, всего 5 лет. Особое “лицо” конкурса – номинация “Музыка для всех”, в которой соревнуются сольные исполнители и коллективы, так сказать, непрофессионалы, порой самоучки. К примеру, рок-группа семьи Борисовых из Чурапчинского улуса – отец сам обучил музыке четырёх сыновей и играет с ними вместе. На конкурсе они исполняли Баха!»

Самая юная участница конкурса Лиля Нестерова

 

Харайбатова отметила и еще одну особенность конкурса «Розовая чайка»: «Кроме классических произведений, участники должны представить произведения композиторов своего региона». Обязательно!

 

Уважение к традициям, желание узнать и полюбить культуру своего народа, а также стремление познакомить с ней других – это то, без чего невозможно полноценное развитие личности в современном мир И конкурс «Розовая чайка» объединил юных музыкантов из Якутии, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Японии, Южной Кореи.

 

«Такие конкурсы способствуют укреплению международных отношений. Жизнь так прекрасна, а где-то идут войны и люди враждуют друг с другом... Есть надежда, что может быть наши дети будут более мудры и духовны, благодаря музыке». Эти слова принадлежат человеку, вызывающему глубокое уважение. Дирижер из Южной Кореи Чон Су Чоль привез на конкурс свой коллектив – оркестр из 27 музыкантов-инвалидов с особенностями развития. Каждый из них (а среди оркестрантов есть дети-аутисты, а также страдающие болезнью Дауна), несмотря на состояние здоровья, занимается музыкой. И это помогает им жить практически полноценной жизнью! Оркестр соревновался в номинации «Музыка для всех» наравне со всеми и стал лауреатом третьей премии. Но для детей-инвалидов это больше, чем победа!

Оркестр из Кореи

 

Как отметила Шейла Вудвард: «Конкурс «Розовая чайка» выгодно отличается от других музыкальных детских конкурсов. И в этой индивидуальности главное – возвращение к своим корням, к своим традициям. У конкурса есть, если можно так выразиться, ярко выраженное этническое лицо. И при этом стремление к высокому качеству исполнения, уважение к музыке любого жанра. Мы наблюдали много детей всех возрастов, которые отлично играют. Ведь музыка – это то, что позволяет из обычных вещей делать удивительные».

 

Председатель жюри виолончелистов преподаватель МГК им. Чайковского, лауреат многих международных конкурсов Александр Николаевич Бузлов отметил: «До приезда в Якутию я не знал, что здесь существует такая общенациональная любовь к музыке. В дни конкурса буквально все жили музыкой, не только музыканты. Такая атмосфера творчества невероятная! Это замечательная идея: чтобы каждый ребёнок был приобщён к музыке. При том, что в последнее время шли разговоры чуть ли не о запрете занятий музыкой в общеобразовательных школах. А здесь, наоборот, доказывают на практике: только с помощью музыки можно полноценно воспитать личность».

 

Своим мнением о конкурсе поделился и Владимир Владимирович Суслов, председатель жюри пианистов заведующий фортепианным отделом ССМШ при Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова: «Особенно я бы хотел отметить уровень музыкантов из отделённых мест Якутии. Просто удивительно! Членам жюри было из кого выбрать, и было о чем задуматься. Именно с учётом международного статуса конкурса, музыканты оценивались по высшей пробе. Где-то 50-60 лет назад для музыкантов было всего лишь несколько конкурсов. Но лауреаты тех конкурсов в дальнейшем действительно становились крупнейшими музыкантами. Сейчас же, когда конкурсов сотни, если не тысячи, и, не побоюсь сказать, большинство из них проходит на любительском или полулюбительском уровне, путевку в жизнь они перестали давать. Что же касается конкурса “Розовая чайка”, то он, на мой взгляд, просто необходим. Проект “Музыка для всех” – это тот старт, который поднимет культуру нашей страны в целом».

Тогда, летом 2019 года планировалось, что II конкурс «Розовая чайка» пройдет в 2021 году. Из-за пандемии не случилось. Есть надежда, что он состоится в 2022 году, с 27 июня по 5 июля, в рамках IV Международного конгресса «Музыка для всех: как феномен современного музыкального образования России». Название конгресса говорит само за себя.

 

Напомним, что этот феномен родился и развивается «во времена общего системного кризиса образования». А вдруг перед нами как раз и есть рецепт преодоления этого самого кризиса? Что если просто взять да и перенести якутский опыт на другие регионы нашей страны?

 

Может, волшебная птица – розовая чайка – вновь спасет тонущий корабль? На этот раз корабль наших душ…

 

Справка:

Залесская Мария Кирилловна(Мордовина) родилась 1 января 1970 года в Москве.

Окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова.

В настоящее время - первый заместитель главного редактора издательства «Молодая гвардия».

Писатель, историк, музыковед, биограф, журналист.

Специалист по истории музыки и истории Германии ХIX века, написала несколько книг о короле Людвиге II Баварском и Рихарде Вагнере. Ее книга «Вагнер» в серии «ЖЗЛ» вызвала большой интерес как в России, так и в Германии, где ее признали лучшей иностранной биографией композитора.

 

 

Источник

 

 

 

Written by Администратор   |   Last Updated: Wednesday, 29 December 2021 11:00
 
 
 
«Закликание удаганки». Композитор Кирилл Герасимов. Виолончель Айыллаан Саввинов.
 
 

Written by Администратор   |   Last Updated: Sunday, 21 November 2021 04:51
 
 
#fc3424 #5835a1 #1975f2 #9ada4e #a9f9a7 #1d3eff